Технологии биометрической идентификации начинает активно использовать всё большее число банков в КР и за рубежом.
«Надежно, как в банке»… Увы, эта фраза уже не звучит как аксиома. Пять миллиардов евро составил ущерб, который нанес банку Societe Generale его трейдер Жером Кервьель, использовавший в своих рискованных операциях на бирже пароли коллег. Некий Джагмит Чанна в своих аппетитах был скромнее и попытался с помощью похищенных паролей украсть у банка HSBC 90 миллионов евро.
Сейчас деятельность банков нельзя представить без активного использования информационных технологий. Есть ли способ справиться с самым слабым их звеном — человеческим фактором? Или, проще говоря, можно ли поставить заслон на пути недобросовестных банковских клерков, норовящих присвоить чужие средства, и обеспечить безопасность клиентов, но не в ущерб операционной деятельности банков и качеству обслуживания?
Решить перечисленные задачи можно, и путь в этом направлении открывают технологии биометрии.
Биометрия: как это делается
Распознавать других людей по уникальным, присущим только данному человеку признакам (лицу, голосу, походке) способен каждый из нас. Биометрические технологии должны обучить этому компьютерные системы, которые должны распознавать своих пользователей в автоматическом режиме.
Биометрические системы состоят из двух частей: аппаратных средств и специализированного программного обеспечения. Аппаратные средства включают в себя биометрические сканеры и терминалы. Они фиксируют тот или иной биометрический параметр (отпечаток пальца, радужную оболочку глаз, рисунок вен на ладони или пальце) и преобразуют полученную информацию в цифровую модель, доступную компьютеру. А программные средства эти данные обрабатывают, соотносят с базой данных и выносят решение, кто предстал перед сканером.
Для того, чтобы биометрическая система смогла в дальнейшем идентифицировать пользователя, в ней необходимо сначала зарегистрировать сведения о его идентификаторах. Коммерческие системы (в отличие от систем, применяемых силовыми и правоохранительными органами) хранят не изображения реальных идентификаторов, а их цифровые модели. Когда пользователь повторно обращается к системе, вновь формируется модель его идентификатора, и она сравнивается с моделями, уже занесенными ранее в базу данных.